вторник, 3 февраля 2015 г.

Учёные – математики на войне.


Великая Отечественная война. 23 июня 1941г. состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук. Учёные заявили, что отдадут « все свои знания, силы, энергию и свою жизнь за победу над врагом». Отложив свои привычные дела, многие математики возводили оборонительные сооружения, с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах.
Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях выдающийся математик и педагог А.А.Ляпунов. Он храбро воевал и внёс много ценного в правила стрельбы. Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся геометр, академик А.А.Погорелов. В частях тяжёлой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся математик, академик Ю.В.Линник.
За годы войны страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки.
Не вернулись: Бавли Г.М., Засухин В.Н., Бебутов М.В., Карпов С.Я.,Глезерман М.Е., Веденисов Н.Б., Лепехин И.Р, Мильштейн Х.М., Кудашев С.С … И это только в Московском университете. 

Только во время операций на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов патронов для пулеметов и многие миллионы артиллерийских снарядов. Их нужно было не только изготовить, но и проверить качество. Проверка же порой занимает больше времени, чем изготовление. Методы проверки качества боеприпасов были предложены математиком М.В. Остроградским, и широко применялись в период Великой Отечественной войны. Активное участие в этой работе принял академик А.Н. Колмогоров и его ученики.

Математики составили таблицы бомбометания, позволяющие находить лучшее время для сброса бомб, область, которую накроет бомбовый удар и количество одновременных выстрелов по самолёту для того, чтобы сбить его. В результате решения сложной математической задачи Николай Гурьевич  Четаев определил наилучшую крутизну нарезки стволов орудия, что обеспечивало кучность боя. Академик Андрей Николаевич Колмогоров разработал теорию рассеивания артиллерийских снарядов, это помогло повысить меткость стрельбы.
В 1942 году коллектив математиков, руководимым С.Н. Бернштейном, разработал таблицы для определения местоположения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты в десять раз. 

Выдающийся математик – академик Алексей Николаевич Крылов создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление отсеков, какие отсеки нужно затопить, чтобы ликвидировать крен корабля и улучшить его устойчивость. Эти таблицы помогли спасти жизни многих людей.

Авиаторы столкнулись с грозным явлением, которое возникало в самолётах при больших скоростях. В моторах возникали вибрации, ведущие к разрушению самолёта. Это явление назвали флаттером. Опасности подстерегали самолёты и на земле. При взлёте и посадке колёса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, часто вызывало катастрофы на аэродромах. Выдающийся математик Мстислав Всеволодович Келдыш и его сотрудники создали математическую теорию, которая позволила защитить от флаттера и шимми скоростные самолёты. 
  
Заключение

Вклад математиков и математики в победу в Великой Отечественной войне огромен. Подготовка боевых операций нуждалась в большом количестве расчётов, которые требовали хорошего знания математики. Учёные приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом. Развитие математики тесно связано с историей нашей страны. Математика тесно связана со всеми отраслями науки. 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий